Церковь, Нация, Держава

 Совсем недавно в Нижнем Новгороде была создана Нижегородская русская община - организация людей, для которых идея «русского национализма» должна стать основополагающим принципом объединения, - будь они какой угодно политической окраски, верующими или атеистами. Весьма примечательно, что на организационном собрании общины очень часто выступающие с гордостью говорили: «Я русский патриот...», но вот о православии, как о столпе и русской нации и русской государственности не было сказано практически ничего. Случайно ли это? Или лозунг «национализма» опять будет использован в партийной борьбе коммунистов, демократов, либералов, патриотов?.. Понимать проблемы национального самосознания, тенденции развития современной России поможет публикуемая ниже статья.

Всякий русский человек и православный особенно задается массой вопросов: о положении страны, о положении народа, о положении своих соотечественников.

В чем наши проблемы? Почему так плохо обстоят дела у русских? Почему русские не могут защитить себя даже там, где они в большинстве? Скажем, в Латвии, где русских больше, чем латышей, а в Казахстане намного больше, чем казахов. Что же, собственно, препятствует им?.. Почему оказываются русские в полубандитских или совсем бандитских организациях, в которых заправляют нерусские? Конечно же, наипервейший вопрос здесь - в культуре, а особенно в вероисповедании. Русский человек так и не научился (будь он даже не христианин) быть не церковным. Но, становясь нецерковным, он начинает теряться в жизни. Что называется: бери его голыми руками. Православного же голыми руками не возьмешь.

Но это еще вопрос о национальном самосознании. Потому что Церковь не национальна. Потому что даже словосочетание русская Церковь условно, так как такой церкви нет. Есть Вселенская Православная Церковь.

Раньше мы правильнее назывались. Надо бы восстановить наше правильное название - не Русская Православная Церковь, а Православная Российская Церковь. То есть: Вселенское Православие России, - это гораздо точнее. Но, тем не менее, православных много, а кроме общих православных проблем есть еще свои конкретные национальные проблемы. Они касаются одних только русских людей и отличают их от других. Они не лучше и не хуже других. Но просто у болгар одни проблемы, у грека другие, а у грузина третьи. То есть национальные проблемы существуют вне всякого сомнения. И культуры всегда существуют в национальной форме. Наша культура родственна грузинской, но она другая. Потому что, кроме православной основы, она имеет еще национальную форму.

Эти вещи все заметные. Мы их в общем понимаем, но они почему-то перестали быть для нас ориентиром в поведении. Они больше не управляют нами. Конечно, здесь не без злой воли обошлось. Нас очень долго учили тому, что национализм - это страшное ругательство. А давайте посмотрим в сущности. Что такое национализм?

Национализм - это поведение человека или общества, для которого на первом месте стоят проблемы нации. Больше ровным счетом ничего! Это не значит, что он враждебен к проблемам другой нации. Враждебный агрессивный национализм называется ведь иначе - шовинизм. Это и есть неприязненное отношение к другим нациям или к конкретной нации.

Есть крайнее проявление шовинизма, оно заключается в том, что свой национализм превозносится, а чужие отвергаются, отрицаются. То есть: «Только мы имеем право на национализм». Это сионизм. Вот он как раз такой, отрицающий другие, национализм. А еще есть космополитизм. Такое же отклонение в другую сторону, как и шовинизм - полное отрицание национального. До добра не доводит. Нации погибают на этом пути. Так жить нельзя.

Так что, может быть, надо реабилитировать слово национализм. И давно уже...

Ученейший человек академик Лихачев однажды сказал (я не случайно выбираю столь авторитетное имя), что он стоит за национальное, но против националистического в культуре и в поведении. А может быть спросить его: «Дмитрий Сергеевич, от националистического как будет имя существительное? Националист? А от национального? Тоже националист? Или национал? Такого же слова в русском языке... нет».

Думается, что мы просто забыли про это. И не правы те, кто обвиняет нас в утрате государственного инстинкта. Нет, как раз государственниками русские-то и остались. И до сих пор этим злоупотребляют. Злоупотребляют чувством гражданина. Доказать очень легко. В Молдове русских не так много и гораздо меньше, чем русских в Латвии или в Эстонии. Но они себя легко и с искусством защитили. Почему? А потому что Приднестровская республика с самого начала была хоть какое, а государство, пусть даже немножко липовое, пусть даже достаточно коммунистическое (потому что там собственно коммунисты-то и были у власти). И если бы такая Приднестровская республика возникла бы, скажем, в Эстонии - эстонцы давно бы умоляли московское правительство: «Ох, спасите нас от русских - житья совсем не дают». А сейчас наоборот русские жалуются.

Защищать нацию не умеем - пора бы научиться. Приличествует ли это христианину? А давайте подумаем. Кто создал государство? Человек. Это наше творение. Мы имеем право на это творение, потому что Господь даровал нам творческий дар, точнее - сотворческий. А ведь нацию человек не создает. Нация - творение Божье. Значит, это реальность более высокого порядка, чем государство.

Есть великолепный рецепт: как добиться того, чтобы национализм не превратился в шовинизм, что бы он не стал злобным и враждебным. Этот рецепт называется Православие. Ведь церковь - это реальность еще более высокого порядка.

Мы не знаем, существуют ли нации на небесах. Они существуют в земной жизни. А Церковь на небесах существует. Она там незримо продолжается. Глава Церкви Сам Христос. К Церкви принадлежат умершие христиане, которые за нас на небесах молятся. То есть Церковь пересекает пространственные и временные границы, принадлежа Вечности. Поэтому Церковь превыше нации, а нация превыше государства. Нация, если она осознает себя христианской, если она не одичала, не озверела, должна служить Церкви.

Когда русские служат Церкви, греки служат Церкви, сербы служат Церкви (той же самой) - все они выполняют свой национальный христианский долг. Но нация, служащая государству, - это бред. Хуже того: это тоталитаризм. Это государство должно служить нации! А если христианской нации, то есть самым государством служит и Церкви.

Я считаю, что это сейчас одна из важнейших проблем русских. Она проявляется во множестве отдельных аспектов жизни каждого человека. Разумеется, очень плохо, если русские собираются в какую-то фирму и больше никого, ни одного татарина в эту фирму не берут. То есть ведут национальную дискриминацию. Это шовинизм. Но наоборот, это правило не действует. Если в какую-нибудь, ну, скажем, чеченскую банду входит русский человек и в ней участвует, он не только преступник, он еще и совершил преступление перед своей нацией. Он преступник вдвойне, так как нация превыше государства. Он совершает преступление больше, чем предусмотрено статьей об измене Родине. И нам пора это понять - это простые вещи. Люди с этим жили тысячелетия. Мы сейчас не можем вернуть себе такого простого и ясного самосознания.

У нас будет полный порядок, если мы восстановим подлинную, изначальную и простую иерархию ценностей. Наши враги с ней боролись всегда. Между прочим, с Церковью ведь боролись по-разному - не только с позиции космополитизма, с позиции национализма, но и нарушая правильную иерархию - это всегда дело бесовское. А правильная иерархия только такая: Церковь, Нация, Держава.

В. Махнач,
историк, г. Москва.

Из газеты «Православное слово» No.5,
Нижний Новгород, 1994 г.